Предмет и метод экономической теории. Место эконом теории в сис-ме эк. наук.

Э-я теория – изучаеет взаимоотношения людей в процессе поиска путей эффективного использ-я огранич произ-х ресурсов в целях удовлет-я материальных потребностей общества.

Стр-ра э.т.: общая эк-я теория – раскрыв-т общую теорию эк-х систем, характериз основные виды и модели; - микроэкономика –узуч эконом отношения на ур-не пред-й домохозяйств, вкл-т в себя потребности, издержки и др.; -макроэк-ка – исп-т хоз процессы на ур-не нац. эк-ки; - мировая –изуч эконом взаимодействия между странами.

Функции: 1.познават-я (наблюдаем за тем, что происх.)

2.теоретическая (выявл.законов и закономерностей)

3.методолог-я (представл свою мтдл отраслев наукам)

4.практическая (должна давать практ-е рекомендации)

Взаимосвязь с др.науками:

-отрасл-ми науками (экон.пром-ти, трансп-та, с/х и т.д.)

-функциональн н-ки (Мк, менеджмент, финансы)

-межотрасл науки (экон. география, экон. статистика)

Метод-совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс познания

3 группы методов: 1) общие мировоззр-ие (связаны с концепц видения окруж.мира)

-субъективный (в кач-веисх.момента ан-за рассм-ся конкр-й субъект и его переживания)

-неопозитивно-эмпирическ (основан на изучении э.т. с

помощью математического аппарата и предполагает деление на макро и микро экономику)

-рационалистический (связан с открытием естественных законов цивилизации.Экон.таблицаФ.Кенэ, врача. Э.т.=кровеносная система человека)

-диалектико-материалистический (все развивается, развитие происходит от простого к сложному, источником развития выступает противоречие)

2) общие научные методы: -позитивный (как есть), -нормативный ( как д. б.), -метод ан-за и синтеза (расчленение), -индукц и дедукции (от общ к частн и наоб-т), -единства историч-го и логич-го (динамика ист)

3) Частные м-ды: -графич-е, –статические, –математ-е, –эксперимент, -моделиров-е, -сравнит-й ан-з

Экон.категории – выражение в обобщенной абстракции экономических отношений и производительных сил и их взаимосвязи.

Экон.законы – необходимая и пост. Повторяющаяся связь и взаимосвязь явлений в экономич. жизни (закон возвыш.потребности, спроса и предложения)

2. Потребности и ресурсы (факторы) производства: понятие, классификация и основные характеристики.

П – определ-я нужда организма во внешн усл-х бытия.

Классификация потребностей:

1)по способу потребления:

-производственный – осущ.в процессе деятельности

-непроизводств-е – когда чел. воспроизв себя (еда)

2) в зав-сти от роли в воспроизводстве раб.силы:

-материальные (пища, одежда, дом)

-духовные (проф.навыки, инфо)

-социальные (соц.группы)



3) по очереди удовлетвор: -первичные (еда), -вторичн

4) по степени эластичности: -эл-е, -неэл-е

Закон возвышения потребностей – по мере развития про-ва наши потребности развиваются и повышают уровень жизни и служат основой для дальнейшего развития совершенствования процесса про-ва.

Экон. интерес – направленность людей на определенный вид хоз.деятельности

Классификация экон.интересов:

1)по возможности реализации: -реальные (сейчас)

-идеальные (в отд.перспективе)

2)по способу удовлетворения: -матер-е, -духовные

Вовлеченные в процесс произ-ва рес-сы назыв факторами производства (земля, труд, капитал, предприним-я способность)

Ресурсы производства – совокупность природных, социальных и духовных сил, кот. могут быть использованы в процессе произв.деятельности.

Виды: 1)природные ресурсы-ест.силы и вещ-ва

2)материальные-все созданные челом ср-вапроизв-ва

3)трудовые-челы в трудоспособном возрасте

4)финансовые-ден.сра-ва, кот.общ-во в состоянии потратить на организацию производства

Факторы про-ва – то, что используем

Ограниченность ресурсов:

1)естесств-я ограниченность – недостаточность рес-в для удовлетворения потребностей

2)юр-ая -нормативное ограничение потребления

3)религиозная

4)абсолютн – невозможн удовлетв-я всех П-тей

5)относительная – возможность удовлетворения потребностей благодаря сужению их круга

3. Экономические блага: виды, основные характеристики. Чистые общественные , чистые частные и смешанные блага.

Блага –все вещи и услуги, которые можно использовать для удовлетвор челов-х потреб-й. Блага бывают неэкономические (свободные) – не требуют затрат труда чел-ка, потреб бесплатно (солнечные свет), экономические – для того чтобы быть потребленными , сначала должны быть произведены и за их использование надо платить.

Потребительские блага – удовлетвор потребности людей, поэтому называются предметами потребления (пища, одежда, жилье). Производственные блага – относят средства произ-ва : станки, машины, оборудования, здания, земля.

Блага бываютобщественными(могут пользовать все без исключ граждане)и частными( только те кто за них заплатил). Смешанные блага: перегружаемые(шоссе, ТВ, салют) и исключаемые (с огранич доступом) – те, н а которые лег \ко назначить цену (образование, здравоохранение)



С точки зрения конкуренции и удовлетворения потребностей блага подразделяются на взаимозаменяемые(блага-субституты) могут заменять друг друга в удовлетвор одной и той же потребности без уменьшения их потреб для потребителя. Взаимодополняемые (блага-комплементы) всегда потребляются вместе, дополняя друг друга при удовлетворении потребности : нитка и иголка, авто и бензин.


5555532587693267.html
5555568996882450.html
    PR.RU™