Основные законы философии



В реальном мире действует множество законов. Существуют законы неорганической природы и органического мира, законы конкретных (частных) наук, законы общества и мышления. Все они имеют общие черты.

Прежде всего, любой закон – это устойчивая, повторяющаяся связь, присущая не одному предмету или небольшой их группе, а огромной массе предметов и явлений. Например, закон взаимосвязи массы и энергии применим для любого физического тела. Периодический закон Д.И.Менделеева устанавливает связь свойств абсолютно всех химических элементов от величины положительного заряда ядра. И так далее. Таким образом, закон есть не единичная, а общая связь между явлениями. Закон есть «форма всеобщности в природе» (Ф.Энгельс).

Другая важная черта закона состоит в том, что он представляет собой не всякие повторяющиеся связи, а только те из них, которые имеют необходимый и существенный характер. Например, биологический закон взаимосвязи организма и среды фиксирует необходимую, важную связь организма с условиями его существования.

Закон действует лишь при наличии соответствующих условий, вызывая при этом не любое, а определённое в своей основе течение событий. Зная законы, направление развития того или иного явления, можно предсказать (вычислить) ход изучаемого явления. Например, зная законы гравитации, можно вычислить скорость полёта космической ракеты, необходимую для преодоления земного притяжения.

Познав законы развития природы и общества и условия, в которых они действуют, можно предсказать ход исторических событий.

Итак, можно сказать, что закон есть существенная и необходимая, общая и повторяющаяся связь между явлениями окружающего мира, вызывающая строго определённое течение событий.

Различие категорий и законов.

Различий категорий и законов возникает на основе предмета отражения.

1.а) Категория отражают общие связи, отношения, свойства и стороны

объективной действительности;

б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной

действительности, но не отражают свойства и стороны.

2. Категории и законы различаются по форме отражения.

а) Категории являются особым видом внимания;

б) Законы диалектики, представляют собой особый вид суждений.

Метод познания – ДИАЛЕКТИКА, который используется в философии, исходит из признания объективного характера законов. Это значит, что человек не в состоянии по своему произволу создавать или изменять законы. Он может только познавать, открывать, использовать их. Мир есть закономерное движение «материи», отражённое в «сознании», и наоборот – «сознание» есть познание (открытие) и использование объективных законов реального материального мира.



На современном этапе развития науки трудно отрицать, что природа и общество развивается по объективным законам, открытым великими учёными-философами.

Основными законами диалектики, которые характеризуют картину развития мира, его познания и преобразования, являются:


- Закон единства и борьбы противоположностей;


- Закон перехода количественных изменений в качественные;


- Закон отрицания отрицания.

Эти законы дают объяснение всеобщему движению и развитию в объективном мире, показывают его источники и внутренние противоречия. Эти законы раскрывают скачкообразный характер развития и показывают, что прогресс в объективной действительности происходит на основе постоянной замены (отрицания) старого новым, на основе борьбы противоположностей. (Из книги-учебника К. Гуляйпольского "Борьба противовоположностей...").

Рассмотрим три основополагающих закона диалектики:

--- Закон единства и борьба противоположностей,

--- закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,

--- закон отрицания отрицания.

Из этого нельзя сделать вывод о том , что будто бы законы этим и ограничеваются. Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость характеризуют диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и методологии познания и действия. Противоречивость бытия познается лучше тогда, когда мы знаем что такое противоречие.

Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон

,свойств, тенденций в составе той, или иной системы или между системами

,процесс столкновения противоположных стремлений и сил .

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.

Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо

–исключающие и взаимо -предполагающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса).

Формула"Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное взаимодействие "полярных" свойств, изложений движения, развития.

"Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни

тождественны с собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря

усвоению и выделению веществ ,благодаря знанию, образованию и отмирании юклеток, благодаря происходящему процессу циркуляции -словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений

которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию, в виде жизненных фаз : эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость ,процесс

размножения, старость, смерть".

Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего и вообще любой объект в частности, можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал - мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения -анатомической, психологической,

Философской - есть подвижный результат двух начал. Даже если вспомнить миф о Меркурии – две Земли переплетаются в не поддающихся узорах, и только тогда, когда Апполон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него гармоническую фигуру.

Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в женщине.

Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - мужское.

Справа влево, вниз, от периферии - женское.

Отсюда минимум два вывода:

1) любое "слева" уже подразумевает "направо";

2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".

Все направления легитимны (-по закону) тогда, когда имеется центр.

Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения.

Познание внутреннего ( сущностного ) и внешнего (формального) противоречия

отличает диалектику от метафизики. "Диалектика есть изучение противоречия в

самой сущностей предметов"

"Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг

друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей". "Единство

тождества

и различия - такова диалектическая форма противоречия"

Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие

стороны диалектического противоречия. Противоположности ,по словам Гегеля,

"имеют

против себя" не просто иное, а "свое иное ".Диалектика противоречия отражает

двойственное отношение внутри целого:

1.Единство противоположностей.

2.Их борьбу.

Типы (виды) противоречий:

а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия -это противоречия между

элементами структуры; а внешние -это противоречия различных систем, явлений.

Общество и природа, организм и среда.

б) Основные и не основные ,главные и неглавные. Пример: Взаимные

превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре атома представляют

собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это не

приведет к изменению атома - полярность ядра электронные оболочки остаются!

В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый

момент развития, условие качественного изменения вещей.

Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным

переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием.

Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:

1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания ), прежнего;

2) кумуляции (накопление, суммирование ) - (частичного сохранения,

препятственности, трансляции );

3) конструкции (формирования ,создания нового).

Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость, поступаемость.

Примеры диалектического отрицания в истории России:

1.Переход от языческой веры к православной - Крещение Руси - это поворот к Западу отрицанием Востока.

2. Татаро-монгольское иго -переход от феодального Запада к азиатскому Востоку.

3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад.

4. Революция 1917 года -вектор времени снова направляется с Запада на Восток.

5. Идет перестройка - признаки идеализации Запада.

Закон количественных и качественных изменений имеет категории:

1. Количество-это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее размеры.

Количество-характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

2. Качество -такая определенность предмета (явления, процесса), которая

характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.

Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых, означает ее качество.


5555932312630812.html
5555974403629133.html
    PR.RU™