Методологические основы кейнсианского подхода. Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели.

Кейнс является родоначальником макроэкономики. Он был первым, кто стал рассматривать национальную экономику как целостную систему. Основные положения кейнсианства можно интерпретировать как полное отрицание постулатов классической школы. По мнению кейнсианцев, экономика представляется классикам как некоторая абстрактная «идеальная» экономика, не отражающая реальных процессов.

Основные положения кейнсианства следующие:

· экономика не является экономикой совершенной конкуренции. Более того, несовершенство рынков, в первую очередь, рынка труда, является не результатом воздействия внешних факторов, а свойством, имманентно присущим реальной экономике.

· цены не являются гибкими в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты) и особенностей поведения экономических субъектов (денежных иллюзий).

· экономические субъекты действуют не рационально, а в первую очередь руководствуясь субъективными факторами, такими как традиции, требования среды, психология поведения и т.п.

· деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность, что определяет механизм взаимодействия денежного рынка с реальным сектором экономики.

· все рынки являются взаимосвязанными, и любые изменения на одном из них влекут за собой изменение условий функционирования на других рынках.

· ситуация полной занятости не характерна для экономики в силу особенностей функционирования рынка труда (жесткость минимальной заработной платы).

· факторы производства не взаимозаменяемы.

· ведущая роль совокупного спроса в модели «совокупный спрос – совокупное предложение».

· экономика не является саморегулируемой, отклонения от равновесного состояния как раз характерны для ее развития, поэтому необходимо активное государственное вмешательство.

Кейнсианство, так же как и классическое направление, находится в постоянном развитии, можно упомянуть таких известных представителей посткейнсианства, как Р.Клауэр, Р.Барроу и другие.

Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели.

Одной из важнейших категорий анализа в кейнсианских моделях является понятие совокупного спроса. Он показывает планы расходов в экономике основных агрегированных субъектов, т.е. тот объем покупок товаров и услуг, который эти субъекты готовы приобрести при каждом уровне цен.

Покупателями на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта:

· домашние хозяйства, на долю которых приходится более половины конечного совокупного спроса и которые формируют потребительский спрос (С);

· предприниматели, формирующие спрос на инвестиции (I), самую изменчивую часть совокупного спроса;

· государство, которое покупает продукцию, изготовленную в частном секторе, для производства общественных благ и образования государственных инвестиций за счет государственных расходов (спрос государства – G);

· спрос заграницы, который зависит от соотношения цен на отечественные и заграничные товары и от обменного курса национальных валют. Сектор заграница создает спрос на чистый экспорт Nx, равный разнице экспорта и импорта.

Таким образом, все четыре макроэкономических субъекта формируют совокупный спрос и его структуру:



AD = C + I + G + Nx.

Эта формула совокупного спроса является одной из форм проявления основного макроэкономического тождества.

Так как предполагается, что система находится в равновесии, то спрос равен предложению и равен величине совокупного дохода (У):

AS = AD = Y = C + I + G + Nx.

Рассмотрим более подробно все составные компоненты совокупного спроса.

Потребительский спрос

Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На его долю приходится больше половины конечного совокупного спроса.

К числу факторов, определяющих спрос домашних хозяйств на рынке благ, относятся:

- доход от участия в производстве;

- налоги и трансфертные платежи;

- размер имущества;

- доход с имущества.

Принимая во внимание, что сектор домашних хозяйств есть агрегатная величина, к названным факторам следует добавить еще два:

- степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества;

- численность и возрастная структура населения.

Инвестиционный спрос

Под инвестиционным спросом понимается спрос предпринимателей на блага для:

1)восстановления изношенного капитала;

2)увеличения реального капитала.

Соответственно общий объем инвестиций (брутто-инвестиции) делится на реновационные, равные амортизации и чистые (нетто) инвестиции. Если в некотором периоде общий объем инвестиций меньше величины обесценения капитала (амортизации), то нетто инвестиции оказываются отрицательной величиной.

Разновидностью реальных инвестиций являются расходы домашних хозяйств на приобретение товаров длительного пользования или строительство собственного жилья.

Спрос государства

Государство покупает продукцию, изготовленную в частном секторе, для производства общественных благ.

Поскольку экономическая активность государства в отличие от хозяйственной деятельности частных секторов не имеет четко выраженного критерия оптимальности, то трудно выделить главные факторы, однозначно определяющие объем государственных расходов. В связи с этим при макроэкономическом моделировании G рассматривается как экзогенная величина. Государственный бюджет страны утверждается парламентом, как правило, на год вперед, и тем самым основные расходные статьи государства оказываются заданными. Поэтому функция спроса государства на рынке благ имеет вид G = const.

Кроме прямого воздействия государства на рынок благ через их покупку оно косвенно влияет на совокупный спрос посредством налогов и займов (выпуск облигаций). С изменением величины налогов меняется размер располагаемого дохода, а следовательно, и потребительский спрос домашних хозяйств. Операции государства на рынке ценных бумаг отражаются на уровне реальной ставки процента и как следствие на инвестиционном спросе предпринимателей.

Спрос заграницы

Спрос заграницы на рынке благ некоторой страны определяет объем экспорта последней и зависит главным образом от соотношения цен на отечественные и заграничные товары и обменного курса национальных валют. Оба эти фактора объединяются в показателе «реальные условия обмена». Он показывает, сколько заграничных благ страна может получить в обмен на единицу своего блага, и рассчитывается по формуле:

R = P/e×Pz,

где P, Pz – уровни цен соответственно внутри страны и за границей; е – обменный курс отечественной валюты, показывающий, сколько единиц отечественной валюты дают за единицу иностранной валюты.

Когда R растет, то говорят, что реальные условия обмена страны улучшаются, т.к. за единицу отечественного блага можно получить больше иностранных.

Заграница не только покупает, но и продает блага на рынке данной страны. Объем спроса домашних хозяйств на импортные товары определяется теми же факторам, что и объем спроса на отечественные блага. Кейнсианская функция импорта имеет вид:

Z(y) = Z0 + Zy×y,

где Zy – предельная склонность к потреблению импортных благ, показывающая, на сколько единиц увеличится спрос на импорт при увеличении дохода на единицу; Z0 – независимый от дохода спрос на импорт. Обычно Zy < Cy.


5558814026128864.html
5558849052521689.html
    PR.RU™