Капелла дель Арена. Падуя.

Предыдущая1234567891011121314Следующая

дель Арена в Падуе (1304— 1306 гг.), названной так потому, что на её мес­те когда-то находилась арена цирка. Капелла была построена в самом на­чале XIV в. иадуанским банкиром Энрико Скровеньи, который заказал Джотто выполнить росписи, а Джованни Пизано — статую Мадонны с Младенцем.

Сравнительно небольшая капелла имеет форму вытянутого прямо­угольника. Тот, кто переступает её порог, останавливается в радостном изумлении: столько света и просто­ра в сравнительно небольшом поме­щении. Это впечатление возникает благодаря фрескам Джотто с их сия­ющими красками и ясностью форм. На холодновато-синем фоне выделя­ются фигуры, написанные в жёл­тых, розовых, зелёных тонах. Рос­пись посвящена жизни Богоматери и Христа. На стене у входа помещен «Страшный суд», напротив находит­ся «Благовещение».

На длинных стенах расположены в три ряда самостоятельные компо­зиции. Они связаны друг с другом

как сцены одного рассказа. Повест­вование неторопливо и незамысло­вато, исполнено спокойного досто­инства. Фигуры изображены на фоне природного и архитектурно­го пейзажа. Образы Джотто естест­венны, человечны, сдержанны, лица однотипны, детали скупы. Художник выразительно использовал язык жестов, движений, обобщённых си­луэтов, передал разные оттенки про­стых человеческих чувств и душев­ных состояний. Каждая композиция, являясь частью целого, может вос­приниматься и как самостоятельное произведение.

Джотто ввёл в традиционную си­стему росписей новые сюжеты, свя­занные с жизнью Иоакима и Анны, родителей Марии — Матери Христа.

Глубоко удручённый старец Иоаким, изгнанный из Иерусалимско­го храма за бездетность — знак от­верженности Богом, возвращается к своим стадам. Пастухи встречают его, сочувственно переглядываясь друг с другом. Ландшафт на этой росписи напоминает условный ска­листый фон византийских икон, фигуры на переднем плане изобра­жены объёмно и обобщённо. Более реально запечатлён пейзаж в сцене встречи Иоакима и Анны у Золотых ворот: стена расположена слегка по диагонали, из ворот группой вы­ходят женщины. Всё внимание сконцентрировано на радостных объятиях супругов, получивших на­конец благую весть о том, что у них вскоре родится ребёнок.

В драматичном «Оплакивании Христа» на фоне голой скалы с вы­сохшим деревом группа учеников и женщин окружает мёртвого Христа, распростёртого на земле. Сидящие на переднем плане спиной к зрите­лю фигуры в широких одеяниях как будто замыкают скорбную сцену.

Одна из самых известных роспи­сей падуанского цикла — «Поцелуй Иуды» — рассказывает о поединке добра и зла, благородства и низости. На фоне синего неба среди взмет­нувшихся копий и факелов Хри­стос и обнимающий его Иуда изо­бражены в профиль. Они смотрят



*В христианстве Страш­ный суд — последний суд над живыми и мёртвыми после второго пришествия Христа на Землю. После суда праведников ждёт райское блаженство, а грешников — адские муки.

**Благовещение — весть, принесённая архангелом Гавриилом, о том, что у Девы Марии родится Сын — Иисус Христос, Спаситель.

***Иуда Искариот — один из учеников Христа (апосто­лов), предавший Спасителя.

друг другу в глаза. Спасителю с ли­цом безупречной, почти античной красоты противопоставлен низколо­бый, уродливый Иуда. Он предал Учителя: целуя Христа, помог стра­же опознать его в ночной темноте и схватить. Джотто достигает здесь неведомой до тех пор психологиче­ской глубины.

Новаторское значение искусства Джотто осознали уже его современ­ники, оно привлекало к себе большое внимание и в последующие века.

После Джотто в развитии италь­янской живописи произошёл замет­ный спад. Искусство последних двух третей XIV в., отмеченное влиянием готики, принято называть треченто (от итал. trecento — «триста»; италь­янское название XIV в.).

Во второй половине XIV в. в Ита­лии на первое место вышла жи­вописная школа Сиены. При всём богатстве и процветании этот тос­канский город меньше, чем Фло­ренцию, затронуло движение Ренес­санса. Как писал П. П. Муратов — историк, искусствовед, один из яр­ких представителей русского «сере­бряного века», «Сиена всегда была беднее мыслью, чем Флоренция, но богаче чувством... В этом городе ис­кусство не было призвано указывать путь человечеству, намечать линии всемирной истории духа, как это было с искусством во Флоренции. Оно было замкнуто в кругу простых верований и ясных непосредствен­ных чувств».

Дуччо ди Буонинсенья (около 1255 — 1320), старший современ­ник Джотто и основатель сиенской школы живописи, в своём творчест­ве придерживался традиций визан­тийской иконописи. Его крупней­шая работа — огромный алтарный образ «Маэста» («Величие»). Когда икону переносили из мастерской в Сиенский собор, в городе было устроено всенародное торжество. В центре вытянутой горизонтальной композиции восседает на троне Мадонна с Младенцем. Их окружа­ют святые и ангелы, а также отдель­ные, меньшие по размерам сцены, посвящённые Богоматери и Христу.


5559558279196467.html
5559600094051323.html
    PR.RU™